Легенда голливудского кино «В джазе только девушки» (оригинальное название - Some Like it Hot, оригинальный перевод - «Некоторые любят погорячее») окончательно «осиротела», потеряв на этой неделе последнего из исполнителей главных ролей картины. Вслед за Мэрилин Монро (Душечка) и Джеком Леммоном (Джерри/Дафна), ушел из жизни актер Тони Кертис (он же беглый саксофонист Джо и забавная Джозефина). RIP.
«В джазе только девушки» возглавляет список «100 лет – 100 лучших комедий» Американского института киноискусств. Картина также занимает 14-е место в аналогичном списке лучших фильмов столетия. И еще, к слову, крылатое выражение «У каждого свои недостатки» (Well, nobody is perfect) вошла в топ-100 лучших киноцитат минувшего века, разместившись на 48-ой позиции рейтинга.
Лента была номинирована в самых разных категориях самых престижных кинофестивалей, завоевала множество наград (в том числе «Оскар» Киноакадемии за лучший дизайн костюмов и три «Золотых Глобуса» - за лучшие мужскую и женскую роли, за лучший фильм). Таков блистательный итог, таковы факты.
Однако, сила искренней всенародной любви к картине гораздо глубже, масштабней, планетарней. А потому «В джазе только девушки» заслуженно признан еще и лучшим комедийным фильмом всех времен. Действительно, зачем ограничивать столь очевидную, неугасающую мировую популярность одним лишь коротким столетием?
Успех – материя тонкая. Спрогнозировать, просчитать его математически можно лишь отчасти. Окончательный же результат во многом зависит от стечения случайных обстоятельств и благосклонности Фортуны. Кто знает, сколь лояльным оказался бы прием публики, появись фильм в прокате в том виде, в каком изначально задумывался фильммейкерами?
Во-первых, «В джазе только девушки» - экранизация рассказа Роберта Торента и Майкла Логана - это ремейк немецкой киноленты «Фанфары любви», которая, в свою очередь, являлась ремейком одноименного французского фильма тридцатых годов. Так что сюжет на то время был вовсе не уникален (по крайней мере, для европейского зрителя). Американизировать же ленту помогла идея введения в сценарий преследователей-гангстеров (чье присутствие, к тому же, добавило фильму комических сцен и остросюжетности).
Во-вторых, снималась картина совсем под другим рабочим названием – «Не сегодня, Джозефина» (Not Tonight Josephine). Это уже к моменту выхода в широкий прокат она была переименована в Some Like it Hot («Некоторые любят погорячее») – фраза из контекста популярной песенки Pease Porridge Hot про овсянку с горохом (Some like it hot, some like it cold, Some like it in the pot, nine days old). Для англоязычной публики цитата имела смысл и вызывала определенные ассоциации. Чего не скажешь о русскоязычных зрителях. Поэтому в нашем прокате фильм демонстрировался с простеньким названием «В джазе только девушки». Как оказалось, не менее удачным.
В-третьих, на роль Душечки (в оригинале «Sugar» Kane Kowalchuk) режиссером Билли Уайлдером прочилась совсем иная актриса – Митци Гейнор. А на роль Джерри/Дафны - сам Фрэнк Синатра. Выбор, безусловно, достойный. Тем не менее, сегодня мы и представить себе не можем «В джазе только девушки» баз Мэрилин Монро и Джека Леммона.
Running Wild, Marilyn Monroe
В-четвертых, фильм планировалось снимать в цвете. Однако, от цветной задумки съемочной группе пришлось отказаться по соображениям эстетического характера. На экране плотный грим Дафны и Джозефины придавал лицам актеров густой зеленый оттенок. Так фильм «В джазе только девушки» стал монохромным. Но в этом его особенный винтажный шарм. Который, к тому же, удачно передает дух времени – сухой закон, расцвет криминального гангстерского движения и «золотой» век джаза. Особенно это актуально сегодня, когда в черно-белом цвете снимаются лишь редкие фильмы формата «арт-хаус».
В-пятых, маракасы в культовую сцену танца Дафны (момент сообщения о помолвке) добавили позже. После того, как обнаружили в уже отснятом материале, что представители съемочной группы слишком громко смеялись и заглушили актерский текст. Сцену пришлось спешно переснимать. Тогда же родилась идея ввести в танец Дафны знаменитые маракасы. Как показало время – случайная идея оказалась одной из самых блестящих художественных «фишек» фильма «В джазе только девушки».
Есть еще и в-седьмых, и в-десятых, и двадцать пятых. Но истории о съемках легендарной кинокартины лучше все-таки узнавать из первых рук. Тем более, что такая возможность есть. За год до смерти Тони Кертис опубликовал мемуары «The Making of Some Like it Hot», раскрыв множество профессиональных и приватных секретов (в частности, пролив свет на свой собственный роман с Мэрилин Монро). Увлекательное и занимательное чтиво. Джаз-клуб ресторана «Поющие Фонтаны» рекомендует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий