«На свете нет двух одинаковых людей. Так же и в музыке. Если одна песня похожа на другую – это уже не музыка,» - говаривала Билли Холидей (Billie Holiday), яркая джазовая певица далеких 30-х прошлого века. Первая чернокожая вокалистка, получившая приглашение выступать в клубах для белых, в составе белых джазовых коллективов. На равных.
Публика и коллеги называли ее «Леди Дэй» (сокращение от Холидей), отдавая честь мастерству и элегантности исполнительницы. Пресса звала «Первой леди американского джаза», особо подчеркивая весомость и статус в музыкальных кругах. Такой она и была. Первой. Исключительной. Неподражаемой в творчестве, непредсказуемой в жизни.
Холидей часто сравнивают с Эдит Пиаф – их судьбы во многом схожи. Обе сполна хлебнули горя, обе пробились к вершине славы практически из нищеты, завоевали всенародную любовь и оставили яркий след в истории музыки.
Настоящее имя Леди Дэй – Элинор Харрис (Elinore Harris). В источниках также часто встречаются ссылки на девичью фамилию матери - Фэйган (Fagan). А сценический псевдоним Холидей «сконструировала» из имени своей любимой исполнительницы (Билли Доув) и настоящей фамилии биологического отца (который, к слову сказать, совсем не интересовался судьбой дочери до тех пор, пока та не прославилась). Родилась Билли 7 апреля 1915 года (именно поэтому в джаз-клубе ресторана «Поющие Фонтаны» сегодняшний вечер посвящен творчеству знаменитой американской певицы).
Удивительно, из каких неслучайных случайностей состоит жизнь. Ведь изначально Билли Холидей планировала сделать эстрадную карьеру в танцах, а не в джазовом вокале. Провалившись на конкурсном отборе танцовщиц в одном из ночных клубов Нью-Йорка, она неожиданно получила предложение спеть. И спела. Не рассчитывая на особый успех. Но ее заметили (такой голос просто не могли не заметить!), оценили по достоинству и пригласили в штат.
Современники Холидей утверждают, что певица обладала непревзойденным даром импровизации. Из любой невзрачной песенки она могла сделать новый хит. С легкостью. Используя лишь собственную манеру исполнения и, конечно, уникальные вокальные данные. Кроме того, она обладала удивительной способностью «оживлять» тексты, придавать им эмоциональную окраску. Не просто пела – проживала каждую песню, вкладывала душу.
Феномен Леди Дэй – чувственность исполнения. За романтичную грусть, «заливавшую» ее блюзы, голос певицы прозвали «осенним». Публика, внимала ей, затаив дыхание. Многие не могли сдержать слез и не стыдились в этом признаться.
В 1935 году Билли Холидей снялась в картине «Симфония в черном: рапсодия негритянской жизни» вместе с Дюком Эллингтоном. А в 1939-ом записала одну из самых знаменитых своих композиций – «Странный Фрукт» (The Strange Fruit) – о линчевании негра. Надо сказать, что в то время столь открытое выступление с осуждением расовой дискриминации могло стоить Билли карьеры. Однако случилось противоположное - пронзительная песня, прекрасное исполнение и смелость благородного поступка лишь утроили славу певицы.
Леди Дэй пела в лучших концертных залах США (причем, дважды в Карнеги Холл). Снималась в фильмах (с кумиром своей юности - Луисом Армстронгом, в том числе), гастролировала по Европе, где была очень тепло принята. На ее счету огромное количество совместных выступлений с ведущими американскими биг-бэндами Арти Шоу, Каунта Бейси, Лестера Янга (последний, кстати, придумал Билли псевдоним «Леди Дэй»), а также с массой известных джазовых персон того времени. Билли Холидей была невероятно популярна и с достоинством выдержала испытание славой. А вот испытание жизнью – нет.
Она умерла в 44 года. Измученная пагубным пристрастием к наркотикам и спиртному. Горячо любимая во всем мире, но безнадежно одинокая в своем собственном. Прочертила музыкальный небосвод яркой кометой и сгорела. Нам же осталась лишь память о Леди Дэй. И ее песни, навсегда вошедшие в классику мирового джаза.
Публика и коллеги называли ее «Леди Дэй» (сокращение от Холидей), отдавая честь мастерству и элегантности исполнительницы. Пресса звала «Первой леди американского джаза», особо подчеркивая весомость и статус в музыкальных кругах. Такой она и была. Первой. Исключительной. Неподражаемой в творчестве, непредсказуемой в жизни.
Холидей часто сравнивают с Эдит Пиаф – их судьбы во многом схожи. Обе сполна хлебнули горя, обе пробились к вершине славы практически из нищеты, завоевали всенародную любовь и оставили яркий след в истории музыки.
Настоящее имя Леди Дэй – Элинор Харрис (Elinore Harris). В источниках также часто встречаются ссылки на девичью фамилию матери - Фэйган (Fagan). А сценический псевдоним Холидей «сконструировала» из имени своей любимой исполнительницы (Билли Доув) и настоящей фамилии биологического отца (который, к слову сказать, совсем не интересовался судьбой дочери до тех пор, пока та не прославилась). Родилась Билли 7 апреля 1915 года (именно поэтому в джаз-клубе ресторана «Поющие Фонтаны» сегодняшний вечер посвящен творчеству знаменитой американской певицы).
Удивительно, из каких неслучайных случайностей состоит жизнь. Ведь изначально Билли Холидей планировала сделать эстрадную карьеру в танцах, а не в джазовом вокале. Провалившись на конкурсном отборе танцовщиц в одном из ночных клубов Нью-Йорка, она неожиданно получила предложение спеть. И спела. Не рассчитывая на особый успех. Но ее заметили (такой голос просто не могли не заметить!), оценили по достоинству и пригласили в штат.
Современники Холидей утверждают, что певица обладала непревзойденным даром импровизации. Из любой невзрачной песенки она могла сделать новый хит. С легкостью. Используя лишь собственную манеру исполнения и, конечно, уникальные вокальные данные. Кроме того, она обладала удивительной способностью «оживлять» тексты, придавать им эмоциональную окраску. Не просто пела – проживала каждую песню, вкладывала душу.
Феномен Леди Дэй – чувственность исполнения. За романтичную грусть, «заливавшую» ее блюзы, голос певицы прозвали «осенним». Публика, внимала ей, затаив дыхание. Многие не могли сдержать слез и не стыдились в этом признаться.
В 1935 году Билли Холидей снялась в картине «Симфония в черном: рапсодия негритянской жизни» вместе с Дюком Эллингтоном. А в 1939-ом записала одну из самых знаменитых своих композиций – «Странный Фрукт» (The Strange Fruit) – о линчевании негра. Надо сказать, что в то время столь открытое выступление с осуждением расовой дискриминации могло стоить Билли карьеры. Однако случилось противоположное - пронзительная песня, прекрасное исполнение и смелость благородного поступка лишь утроили славу певицы.
Леди Дэй пела в лучших концертных залах США (причем, дважды в Карнеги Холл). Снималась в фильмах (с кумиром своей юности - Луисом Армстронгом, в том числе), гастролировала по Европе, где была очень тепло принята. На ее счету огромное количество совместных выступлений с ведущими американскими биг-бэндами Арти Шоу, Каунта Бейси, Лестера Янга (последний, кстати, придумал Билли псевдоним «Леди Дэй»), а также с массой известных джазовых персон того времени. Билли Холидей была невероятно популярна и с достоинством выдержала испытание славой. А вот испытание жизнью – нет.
Она умерла в 44 года. Измученная пагубным пристрастием к наркотикам и спиртному. Горячо любимая во всем мире, но безнадежно одинокая в своем собственном. Прочертила музыкальный небосвод яркой кометой и сгорела. Нам же осталась лишь память о Леди Дэй. И ее песни, навсегда вошедшие в классику мирового джаза.
Billie Holiday/Louis Armstrong - Farewell To Storyville
Billie Holiday - The Blues Are Brewin
Комментариев нет:
Отправить комментарий