Сегодня Олегу Леонидовичу Лундстрему (легендарному джазмену, композитору, музыканту, создателю и руководителю одноименного оркестра) исполнилось бы 93 года. А его музыкальное детище - знаменитый коллектив «Государственный камерный оркестр джазовой музыки под управлением О. Лундстрема», внесенный в российскую книгу рекордов Гиннеса как самый долгоиграющий джазовый биг-бэнд Планеты – отпразднует в этом году 76-летие. Что еще раз подтверждает старую добрую истину: настоящее искусство бессмертно.
Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Чите. Его дед переехал в Россию из Швеции и посвятил значительную часть жизни природоохранному делу – заведовал лесохозяйством Забайкалья. Отцу же Олега Леонидовича, напротив, пришлось покинуть Россию и переехать с семьей в Харбин (Китай), чтобы работать на дальневосточных рубежах КВЖД.
Запад и Восток в творчестве Лундстрема переплетены столь же органично, сколь и в его жизни. Не случайно первыми самостоятельными произведениями музыканта стали «Интерлюдия» (с интонациями Рахманинова) и «Мираж» (с восточными мотивами). Обе пьесы были написаны в самом начале послевоенных лет. А страстное увлечение маэстро джазом пришло гораздо раньше – задолго до Второй мировой, в 1932 г. И началось оно с виниловой пластики Дюка Эллингтона. Вернее, с его композиции The Dear Old Southland, ставшей точкой джазового отсчета в судьбе Олега Леонидовича.
Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Чите. Его дед переехал в Россию из Швеции и посвятил значительную часть жизни природоохранному делу – заведовал лесохозяйством Забайкалья. Отцу же Олега Леонидовича, напротив, пришлось покинуть Россию и переехать с семьей в Харбин (Китай), чтобы работать на дальневосточных рубежах КВЖД.
Запад и Восток в творчестве Лундстрема переплетены столь же органично, сколь и в его жизни. Не случайно первыми самостоятельными произведениями музыканта стали «Интерлюдия» (с интонациями Рахманинова) и «Мираж» (с восточными мотивами). Обе пьесы были написаны в самом начале послевоенных лет. А страстное увлечение маэстро джазом пришло гораздо раньше – задолго до Второй мировой, в 1932 г. И началось оно с виниловой пластики Дюка Эллингтона. Вернее, с его композиции The Dear Old Southland, ставшей точкой джазового отсчета в судьбе Олега Леонидовича.
Louis Armstrong - Dear Old Southland (1930)
Через два года (в 1934-ом) в Харбине был образован джаз-оркестр, возглавил который Олег Лундстрем. В первый состав вошли девять музыкантов: Альт Онопюк (саксофон), Владимир Серебряков (саксофон), Игорь Лундстрем (саксофон), Виталий Серебряков (труба), Алексей Котяков (труба), Анатолий Миненков (тромбон), Александр Гравис (контрабас), Илья Уманец (ударные), Олег Лундстрем (рояль).
Известность не заставила себя ждать. Год спустя талантливый джазовый коллектив, окрещенный китайскими медиа как «Зеленый Крокодил», уже играл не только на танцевальных вечеринках и ресторанных раутах, но и звучал в эфире местных радиостанций. Постепенно локальная известность переросла в популярность и, как следствие, востребованность на музыкальном рынке Китая.
Оркестр пригласили в Шанхай – джазовую Мекку Поднебесной, где коллективу Лундстрема пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией (более 40 местных и регулярно гастролирующих биг-бэндов; включая оркестр под управлением Тедди Ведерфорда, в который входил на тот момент Бак Клейтон). Тем примечательнее тот факт, что пресса уже в то время назвала Лундстрема «Королем джаза Дальнего Востока». В репертуар его оркестра, кроме модных и классических жанровых произведений, входило множество русских песен, обработанных в джазовом стиле.
В 1947 году музыканты переезжают в СССР (Казань). Планировалось, что оркестр Лундстрема получит статус государственного джазового коллектива Татарской АССР, однако отношение к джазу в советский период вовсе не было лояльным. Биг-бэнд расформировали, музыкантов распределили по самым разным казанским театральным коллективам. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов от музыкальной культуры страны, оркестр Лундстрема продолжал существовать, изредка собираясь для концертов в Казани и в региональных центрах.
В 1955-ом вышла серия музыкальных записей (эфирных на радиоканале и студийных на грампластинках), представивших советским слушателям джазовые версии пьес татарских композиторов (обработкой материала занимался Олег Леонидович). Одновременно состоялось несколько очень успешных концертов оркестра в казанском драмтеатре. После чего (в 1956-ом) Министерство культуры РСФСР официально восстановило коллектив под управлением Олега Лундстрема, присвоив ему статус концертного эстрадного оркестра в системе ВГКО (позже - Росконцерта).
Фактически, это знаменательное событие стало вторым рождением легендарного джазового коллектива, на счету которого сегодня тысячи концертных выступлений, десятки виниловых пластинок и компакт-дисков, а также неизбывная всенародная любовь и мировое признание.
Известность не заставила себя ждать. Год спустя талантливый джазовый коллектив, окрещенный китайскими медиа как «Зеленый Крокодил», уже играл не только на танцевальных вечеринках и ресторанных раутах, но и звучал в эфире местных радиостанций. Постепенно локальная известность переросла в популярность и, как следствие, востребованность на музыкальном рынке Китая.
Оркестр пригласили в Шанхай – джазовую Мекку Поднебесной, где коллективу Лундстрема пришлось столкнуться с серьезной конкуренцией (более 40 местных и регулярно гастролирующих биг-бэндов; включая оркестр под управлением Тедди Ведерфорда, в который входил на тот момент Бак Клейтон). Тем примечательнее тот факт, что пресса уже в то время назвала Лундстрема «Королем джаза Дальнего Востока». В репертуар его оркестра, кроме модных и классических жанровых произведений, входило множество русских песен, обработанных в джазовом стиле.
В 1947 году музыканты переезжают в СССР (Казань). Планировалось, что оркестр Лундстрема получит статус государственного джазового коллектива Татарской АССР, однако отношение к джазу в советский период вовсе не было лояльным. Биг-бэнд расформировали, музыкантов распределили по самым разным казанским театральным коллективам. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов от музыкальной культуры страны, оркестр Лундстрема продолжал существовать, изредка собираясь для концертов в Казани и в региональных центрах.
В 1955-ом вышла серия музыкальных записей (эфирных на радиоканале и студийных на грампластинках), представивших советским слушателям джазовые версии пьес татарских композиторов (обработкой материала занимался Олег Леонидович). Одновременно состоялось несколько очень успешных концертов оркестра в казанском драмтеатре. После чего (в 1956-ом) Министерство культуры РСФСР официально восстановило коллектив под управлением Олега Лундстрема, присвоив ему статус концертного эстрадного оркестра в системе ВГКО (позже - Росконцерта).
Фактически, это знаменательное событие стало вторым рождением легендарного джазового коллектива, на счету которого сегодня тысячи концертных выступлений, десятки виниловых пластинок и компакт-дисков, а также неизбывная всенародная любовь и мировое признание.
*************************************************
Ресторан «Поющие Фонтаны» рекомендует:
официальный сайт Государственного камерного оркестра джазовой музыки под управлением О. Лундстрема: www.lundstrem-jazz.ru (новости, подборка интересных документов и информационных материалов, галерея оркестра, аудио- и видеоколлекция).
Комментариев нет:
Отправить комментарий